Именно на это направлено действие большинства токсинов. Они дезорганизуют нормальную физиологическую деятельность клеток и разрушают многие из них. Токсины подрывают энергетические и иные способности организма к сопротивлению. Действие многих токсинов направлено непосредственно на клетки иммунной системы. В основном, это так называемые лейкотоксины, вырабатываемые многими паразитическими организмами.
В конечном счете, к развитию иммуносупрессии приводит и первоначальная суперактивация системы иммунитета антигенами паразитических микроорганизмов.
Многие внутриклеточные паразиты (микробы, вирусы и др.), а также многоклеточные паразиты (цестоды, нематоды) способны вызывать у макрофагов выработку супрессирующих ци-токиное (в частности — простагландинов), подавляющих развитие иммунного ответа.
Интересно, что некоторые многоклеточные паразиты используют слущивающиеся с их поверхности антигены как растворимый отвлекающий фактор. Эти антигены:
1) блокируют циркулирующие специфические антитела;
2) блокируют рецепторы киллерных клеток (вдали от само
го паразита);
3) путем «антигенной перегрузки» вызывают «иммунный
паралич» Т- и В-клеток, неспецифическую поликлональную
активацию (если обладают свойствами суперантигенов) и вы
работку супрессивных цитокинов (простагландинов и др.).
Вероятным иммуносупрессивным фактором может являться изменение некоторыми возбудителями соотношения Thl/Th2 и отклонения того или иного типа иммунитета в благоприятную (безопасную) для паразита сторону. Например, развитие гуморального типа иммунного ответа при некоторых внутриклеточных бактериозах (туберкулез, бруцеллез) означает неблагоприятный прогноз для больного.
Таким образом, как следует из вышеприведенного материала, паразитические формы жизни имеют целый набор субстанций и «приемов», благодаря которым они «научились избегать» атаки со стороны иммунитета. Можно сказать, что эти факторы и есть основа их патогенности. (Иначе они были бы своевременно уничтожены системой иммунитета.) Эти факторы обычно так и называют — факторами патогенности.