Однако в современной литературе многие новые вакцинные препараты относят к различным группам — конъюгиро-ванных, синтетических, генноинженерных и других вакцин. Это вносит определенную путаницу и недоразумения.
Ситуация на самом деле не вполне понятная, поскольку многие вакцины, полученные генноинженерными способами, суть живые вакцины. Или же из них выделяют молекулы протективных антигенов, и в этом случае их следовало бы отнести к молекулярным. А вакцины, существующие в виде стабильных электростатических комплексов, можно было бы отнести и к молекулярным, и к конъюгированным, а если они были получены из рекомбинантных штаммов, то еще и к генноинженерным.
На наш взгляд довольно удобно придерживаться традиционной, устоявшейся классификации, размещая в ней как известные, так и новые препараты. А соединения, которые явно не вписываются в первые четыре группы, следует отнести к пятой группе — нетрадиционных вакцин. Это тем более удобно, что практически все препараты этой группы еше нигде в мире не внедрены в практику, а рассматриваются только как перспективные экспериментальные модели. Возможно, что к моменту их практического применения можно будет их выделить в отдельную группу.
Живые вакцины представляют собой препараты, содержащие живые микроорганизмы. При этом протективные антигены находятся в составе этих микроорганизмов и постоянно продуцируются ими в процессе паразитирования.
Вакцинальный процесс (иммунологическая перестройка, индуцированная вакциной) в этом случае, является ослабленной модификацией естественного проявления болезни.
При развитии вакцинального процесса различают стадию приживания вакцинного штамма, его расселения и, наконец, элиминации из организма, то есть все те же стадии, которые отмечаются у возбудителя в процессе естественного течения заболевания.