В силу того, что молекулы липополисахаридов благодаря своим структурным особенностям являются очень сильными антигенами, их, как правило, изучали у бактерий в первую очередь. На ранних этапах развития микробиологии именно липо-полисахариды были определены в качестве «специфических» антигенов для многих грамотрицательных бактерий.
Все молекулы LPS имеют довольно сходную молекулярную структуру, которая позволяет выделить в их составе три основные части: гидрофильную полисахаридную, ядро (core) и гидрофобный липид А.
Полисахаридная (О-специфическая) боковая цепь LPS представляет собой полимер из повторяющихся олигосахаридных единиц. При этом, как полагают, именно сахара определяют специфичность антигенных детерминант, относящихся к тому или иному виду грамотрицательных бактерий (О-антигены). Со структурами полисахаридных цепей LPS связано и разделение грамотрицательных бактерий на S- и R-формы. При диссоциации, т. е. переходе из S- в R-форму, эти бактерии утрачивают О-специфи-ческие боковые полисахаридные цепи.
В ядре рах-шчают две области - внутреннюю и внешнюю. Внутренняя область представляет собой пентасахарид из остатков гептозы и трех остатков 2-кето-З-дезоксиоктановой кислоты. Внешняя область состоит из гек-созного сахарила.
Обобщенная структура липида А характеризуется наличием центрального дифосфорилированного дисахарида, состоящего из остатков D-глю-козамина. Его молекулы через эфирную или амидную связь могут быть замешены остатками D-3-аиилоксиацила (или D-3-гидрооксиаиила). Установлено, что жирные кислоты в составе липида А находятся в плотной гексагональной упаковке, располагаются параллельно друг другу и ориентированы в одном направлении.