При этом выраженные клинические признаки заболевания, как правило, не проявляются, однако различные патогенетические реакции имеют место. Степень их проявления зависит от так называемой остаточной вирулентности вакцинного штамма, т. е. от его способности развивать патогенетические реакции. Остаточная вирулентность есть у всех вакцинных штаммов и служит одной из их характеристик. В случае ее отсутствия вакцинный штамм не смог бы приживаться в организме хозяина и вызывать формирование иммунного ответа.
Живые вакцины были самыми первыми иммунизирующими препаратами, осмысленная разработка которых началась со времен гениального французского исследователя Луи Пастера (1822—1895). Он первым, в своих смелых и изящных экспериментах, заложил основы получения живых вакцин.
И это в отсутствие или при полной ошибочности теоретических воззрений на процессы иммунитета! Тогда предполагали, что вакцинные штаммы «выедают» необходимые питательные вещества в организме, а инфицирующим, вирулентным микроорганизмам уже не хватает питательного суб-стракта, и поэтому они не могут паразитировать.
Основополагающий вопрос при создании живой вакцины — получение соответствующего вакцинного штамма. Штаммом называют клон микробных клеток или вирусных частиц, происходящих от одного предшественника и обладающих идентичными морфологическими и антигенными признаками. Вакцинный штамм получают методом аттенуаиии — направленного снижения вирулентных свойств патогенного микроорганизма. Основы этого процесса были заложены еще Пастером. Патогенный штамм надо было поместить в какие-либо неблагоприятные или стрессируюшие условия (температура, высушивание, различные ингибирующие добавки в питательные среды и т. д.). Путем долгих пересевов на искусственных питательных средах, в таких условиях можно было получить штаммы с ослабленной вирулентностью (меньшей степенью патогенности).
Интересно, что в истории получения многих эффективных вакцинных штаммов присутствовал элемент случайности, когда патогенный штамм где-то забывали или еше что-то случалось; потом случайно возвращались к его использованию и чудесным образом отмечали потерю вирулентности и возможность использования штамма в качестве вакцины. Во всяком случае, такие легенды сопровождали создание многих известных вакцин. Как бы то ни было, поиск и отбор вакцинного штамма в прежние времена очень часто проводился эмпирически.